Кураторская концепция и архитектура стенда Фонда креативных индустрий Пермского края на форуме «Города будущего»
29.08.2025
Команда БЮРО 313 разработала кураторскую концепцию и архитектуру стенда Фонда креативных индустрий Пермского для Форума «Города будущего». Стенд стал примером кросс-дисциплинарного мышления и живой иллюстрацией того, как промышленный потенциал, культурное наследие, образовательные инициативы, искусство и креативные предприниматели образуют единую экосистему, создающую новые смыслы, продукты и экономические возможности. Комплексная экспозиция объединила самые неожиданные калоборации, — совместные проекты дизайнера одежды Полины Бенефит и ресторана Тайная В., завода «Инкаб» и художницы Евгении Гильденбрандт, реставратора Никиты Гилёва и художника Петра Стабровского, БЮРО 313 и Института исследования стрит-арта, приборостроительного завода «Термодат» и Пермской художественной галереи, Пермской печатной фабрики Гознака и Пермского краеведческого музея, Школы дизайна Точка и музея PERMM, а также авторский проект выпускницы Школы Точка Евгении Радостевой «Перепакет».

За два дня — 22 и 23 августа — форум посетили более 1800 тысяч участников из 63 регионов страны, включая 180 экспертов и спикеров. Среди почетных гостей — губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин, глава Перми Эдуард Соснин, российский дизайнер Артемий Лебедев и другие ключевые участники и спикеры форума.
  • Надежда Чернышева
    креативный директор БЮРО 313
    «Прошлое — не архив, а начало. Будущее — не прогноз, а сценарий, который можно начать сегодня. Город будущего — это город, который помнит. Это город, который мы создаем вместе. Проекты, представленные на стенде, — пример успешного взаимодействия художников, дизайнеров, рестораторов, ремесленников и других представителей креативных индустрий с музеями, образовательными институциями, крупными промышленными предприятиями и начинающими предпринимателями. Все они дают возможность посмотреть на город через новую оптику и увидеть, как во всем своем многоголосии смыслов «Пермь» может звучать гармонично, рассказывая большую историю региона и объединяя самые разные смыслы.

    Гуляя по нашему стенду, гости могли совершить большое путешествие — от пермского геологического периода, который закончился более 300 млн лет назад, до Перми будущего, которое наступает уже сегодня».
Проекты, представленные на стенде

Бренд женской одежды Polina Benefit
Ресторан Тайная В.
— фартук для сотрудников ресторана (2024), сетка air mesh, шнур паракорд;
— сумка-кисет (2025), жаккардовый шелк, сетка
В своих коллекциях дизайнер бренда Полина Бенефит (Кельдибекова) демонстрирует тонкую связь поколений, представляя моду на уровне чувств — воспоминаний, ассоциаций и впечатлений, соединяя в своих коллекциях инновационные и технологичные ткани с винтажными. На стенде была представлена весенне-летняя коллекция Genzai и две коллаборации с рестораном Тайная В. — фартук для вечернего сервиса и сумка-кисет, идеально подходящая для багета и бутылки вина. Каждое произведение под брендом Polina Benefit — предмет дизайна и манифест этичного и вдумчивого отношения к вещам.
Полина Бенефит создала свой бренд в 2013 году, кардинально сменив сферу деятельности. Из детского увлечения модой и создания кукольных нарядов родился бренд одежды, философия которого — стремление к этичному производству одежды, исключающее тренд на «быструю моду». Основа творческого метода Полины — постоянный эксперимент с материалами, формами, темами и новыми техниками работы.

Весенне-летняя коллекция текущего сезона получила название Genzai, что в переводе с японского означает «настоящее» — мгновение, которое всегда связано с прошлым и будущим. Это наше сейчас — живая секунда, неуловимое чувство и истина. Это история про то, что любое настоящее состоит из прошлого и обязательно претендует на будущее. В коллекцию филигранно вплетены как технологичные, современные материалы, так и ткани из семейных архивов бабушки Полины: «Ситцы она хранила десятилетиями, чтобы сейчас они попали на изнанку изделий, а мы понимали «начинку».

Новые коллекции одежды выпускаются ограниченным тиражом. Особенное внимание уделяется деталям и качеству производства. На сегодняшний день под брендом Polina Benefit выпущено 30 коллекций.

Евгения Гильденбрандт
Завод Инкаб
объекты из промышленного кабеля (2024)
Этот проект — результат глубокого диалога между художником и заводом, где промышленность стала не спонсором, а полноправным соавтором. Евгения Гильденбрандт соединила отбракованные стальные трубки оптического кабеля и использовала силу пресса в цехе металлоприемки. Под давлением пресса каждый блок обрел уникальную форму, превратившись из промышленного отхода в монументальный объект. Это искусство, рожденное не в студии, а в цехе — где случайность, материал и машина становятся соучастниками творчества. Проект доказывает: современное производство — это не только про километры кабеля для цифрового будущего, но и про новый эстетический язык, где красота возникает из самого процесса созидания. На стенде объекты получили функциональное назначение, став подиумами для современных издательских проектов о Перми.
Евгения Гильденбрандт — пермская художница, которая работает с идеей «случайного» искусства, которое возникает из повседневности. В своих работах она использует силу акторов, которыми могут выступать и окружающая среда, и механизмы.

Пермский завод Инкаб — один из крупнейших производителей оптического кабеля в Европе, работает с 2007 года, является членом международной ассоциации Электрокабель. К 2024 году завод произвел более 70 350 км электрокабеля. Миссия Инкаб — строить цифровые дороги, обеспечивая будущее себе и следующим поколениям и делая вклад в формирование информационного мира будущего.

Сотрудничество Евгении Гильденбрандт с Инкаб началось в 2023 году, когда она курировала дипломный проект в Школе дизайна Точка. Тогда вместе с ученицей они создали объекты из оплавленного пластика — одного из самых характерных материалов завода. В 2024 году Евгения Гильденбрандт и завод Инкаб объединились вновь, чтобы показать, как промышленность и искусство могут взаимодействовать на равных. Проект не является спонсорским или рекламным — это реальное сотрудничество, где завод предоставил не только материал, но и доступ к производственным процессам, а художник — свое видение, подход, доверие к механизму. Результат — не просто инсталляция, а доказательство того, что искусство может родиться не в студии, а на производстве, где случай, давление и текстура — часть художественного процесса.

Школа дизайна Точка
Музей современного искусства PERMM
каталог выставки «ИДИ» (2022) и архитектурные проекты учеников Точки разных лет
На стенде можно было увидеть архитектурные прототипы учеников Школы дизайна Точка — единственной общеобразовательной школы в России, где, помимо основных предметов, введено профильное обучение по направлению «Дизайн». Некоторые из этих проектов в 2020-м году были представлены на совместной выставке Точки и Музея современного искусства PERMM «ИДИ». В 2021-м году одноименная образовательная программа к выставке стала лауреатом главной российской премии в области современного искусства «Инновация».

Кроме того, гости стенда могли полистать объемный каталог к выставке «ИДИ», выпущенный в 2022-м. Как и саму выставку, каталог готовила команда музея и преподаватели школы — дизайнеры, художники, педагоги, иллюстраторы, фотографы, видеографы и другие. 360 страниц объединили более 100 проектов учеников Точки, раздел о создании выставки и большой архив курсов и методов преподавания дизайна от педагогов Точки — от придумывания идеи до разработки архитектурных концепций, сценографии и гейм-дизайна.
Точка появилась в 2013 году как часть проекта «Уникальные школы» благодаря сообществу молодых дизайнеров и художников, готовых делиться своими профессиональными навыками и пробовать себя в качестве педагогов. В течение полутора лет дизайнер Эркен Кагаров был директором Пермского центра развития дизайна. Он стал главным консультантом по создании в Перми Школы дизайна и позвал команду пермских дизайнеров присоединиться к проекту.

Важнейшая задача школы — формировать у учеников творческое мышление — способности и компетенции, которые смогут помочь детям чувствовать изменения реальности, приспосабливаться к ним и создавать актуальные продукты, новые идеи и образы.

На развитие способности творчески решать реальные практические задачи направлены основные педагогические мощности школы. Ученики Точки реализуют свои проекты в специализированных пространствах — керамической и текстильной мастерской, IT-студии, фотостудии, арт-студии, мастерской прототипирования, типографии. Они посещают открытые лекции, мастер-классы по дизайну, музеи Пермского края, участвуют в выставках, дизайн-программах и, главное, — выполняют дизайн-кейсы от реальных заказчиков, создавая арт-объекты, логотипы и визуальные концепции, полиграфическую продукцию, пространственные и архитектурные решения реальных зданий.

Пермская художественная галерея
Приборостроительный завод «Термодат»
«Ангельские истории», детская книга (2024)
Книга «Ангельские истории» — первый выпуск из серии детских книг, посвященных коллекциям Пермской художественной галереи. Большой совместный проект Пермской галереи и приборостроительного завода «Термодат» (ООО НПП Системы контроля) предполагает 10-летнее сотрудничество, в рамках которого завод будет направлять на детские издания об искусстве до 1 млн руб. в год. Кроме финансирования издательских проектов, команда «Термодат» помогла сформировать детскую редакторскую группу, предложив привлечь к созданию книги ребят, знакомых с Пермской галереей и ее коллекцией.

Первая книга проекта — «Ангельские истории» (6+) — была издана уже к концу 2024 года. Она посвящена титульной коллекции галереи — пермской деревянной скульптуре. Повествование в книге ведется от лица главного героя — скульптуры ангела из коллекции галереи. Он делится историей своего появления на свет, рассказывает о своих странствиях, приключениях и особенностях своей «жизни» в музее.
Пермская художественная галерея — один из старейших региональных художественных музеев страны. Ее коллекция — более 54 000 экспонатов от произведений искусства древнего мира до работ современных художников. Многие десятилетия одним из ключевых направлений работы Пермской галереи является создание просветительских проектов для детской и семейной аудитории.

Пермский приборостроительный завод «Термодат» специализируется на разработке, производстве и продаже приборов для измерения и регулирования температуры, влажности, вакуума и является лидером отрасли в стране. Несмотря на техническую направленность, «Термодат» обращен к людям, ценности гуманизма и передача знаний и опыта молодым поколениям — важнейшие спутники компании.

В 2024 году Пермская галерея и завод «Термодат» объединились, чтобы вместе развивать просветительскую работу музея. Так появился совместный издательский проект — серия из 10 книг для детей о коллекциях галереи. Его главная идея — в увлекательной и доступной форме знакомить и влюблять юных читателей в богатство российского и мирового культурного наследия на примерах произведений из собрания Пермской галереи. В ближайшие 10 лет появятся яркие, увлекательные, хорошо иллюстрированные книги, которые станут настоящими проводниками в мир искусства, историю Пермского края и страны.

Пермский краеведческий музей
Междисциплинарная студия дизайна БЮРО 313
«Трогонтериевый слон», издательский проект в формате глянцевого журнала (2024 — 2025)
«Прислонись» — не просто журнал. Это издательский эксперимент на стыке науки, искусства и глянца. Его миссия — упаковать 15-летний опыт научной работы — палеонтологических раскопок и исследований — в формат, который заинтересует не только ученых, но и широкую аудиторию. Журнал рассказывает о редкой находке — скелете трогонтериевого слона, обнаруженном в Пермском крае.

Издательский проект реализован Пермским краеведческим музеем, победителем конкурса #фондпотанина25 Благотворительного фонда Владимира Потанина, в сотрудничестве с междисциплинарной студией дизайна БЮРО 313. В 2025-м году проект вошел в шорт-лист национальной премии книжного дизайна «Жар-книга».
Выпущенный в формате глянцевого журнала, издательский проект рассказывает об уникальной палеонтологической находке в Оханском районе Пермского края, где в 2010 году были найдены остатки крупного ископаемого животного — трогонтериевого слона, обитавшего на планете 200 тысяч лет назад. За 10 лет экспедиций из земли было извлечено более 200 костей. Помимо двух трогонтериевых слонов, были обнаружены и другие животные эпохи плейстоцена: первобытный бизон, шерстистый носорог, благородный олень, лосиха, хищное млекопитающее размерного класса лисицы, сайгак, заяц и полевка. Местонахождение в Оханском районе комплексное, позволяет реконструировать фауну, климат, особенности растительности. В работе над проектом приняли участие ученые из России, Германии, Нидерландов и США, благодаря чему были проведены важные исследования, в том числе палинологический (пыльца) и карпологический (семена растений) анализы.

В 2024 году Пермский краеведческий музей получил грант Благотворительного фонда Владимира Потанина, приуроченный к 25-летию Фонда. Это позволило резюмировать накопленный опыт работы с палеонтологическими материалами через музейные издания и сделать следующий шаг в презентации уникальной истории о палеонтологических раскопках и приблизиться к истории трогонтериевого слона и миру, в котором он обитал. Отдельный раздел издания посвящен новому палеонтологическому музею «Пермский период» в социокультурном кластере «Завод Шпагина».

Выбор формата глянцевого журнала обусловлен идеей превратить уникальную палеонтологическую находку — результат 10 лет раскопок и более 15 лет исследований — в визуально мощную, доступную историю для широкой аудитории. Объединить в одном издательском проекте научные данные, личные впечатления участников экспедиций и мечту о новом большом палеонтологическом музее «Пермский период». Итог — первый в России палеонтологический глянец и живая онлайн-платформа https://slon.museumperm.ru, ставшие не просто изданием, а мультимедийным проектом, вовлекающим аудиторию в историю, которая еще не закончилась.

Научным редактором издания выступил Евгений Мащенко, старший научный сотрудник Палеонтологического института им. А. А. Борисяка Российской академии наук (Москва), научный руководитель палеонтологической экспедиции Пермского краеведческого музея.

Пермский краеведческий музей
Пермская печатная фабрика Гознака
Междисциплинарная студия дизайна БЮРО 313
сувенирная банкнота «Пермский краеведческий музей: пермский период» из серии «Музеи. Память о веках» (2023 – 2024), тираж: 37 000 экземпляров
Сувенирная банкнота, посвященная знаковому бренду региона — пермскому геологическому периоду, имя которому дал наш город. 37 000 экземпляров, которые стали не просто памятным подарком, а научно-художественным манифестом. Банкнота объединяет окаменелости, реконструкции вымерших животных и растений, а также фрагмент дна древнего моря — все, что хранится в музее и стало основой для точных научных иллюстраций. Банкнота создана с использованием традиционных банкнотных технологий, при ее создании было использовано 18 защитных элементов: водяные знаки, УФ-краски, металлографская печать и другие. Проект показывает, как наследие — будь то палеонтология или и искусство полиграфической печати — может создать новый современный язык и говорить о промышленном и культурном наследии региона через дизайн, который превращает музейные экспонаты в коллекционные артефакты, а Пермь — в символ единства истории, науки и искусства.
Сувенирная банкнота «Пермский краеведческий музей: пермский период» объединила два важных для региона бренда — Пермскую печатную фабрику — филиал АО «Гознак», отмечающую в этом году свое 60-летие, и Пермский краеведческий музей, стоящий на пороге 135-летнего юбилея. Темой банкноты стал пермский период. Пермь — это не только город на Каме, но и целая страница в геологической истории Земли: именем города назван последний период палеозойской эры. Так сувенирная банкнота позволяет познакомиться с уникальной коллекцией пермских древностей и уникальными техническими возможностями Гознака — одного из ведущих в Европе высокотехнологичных предприятий по производству высокозащищенной полиграфической продукции.

На банкноте изображены окаменелости и реконструкции ископаемых животных и растений, а также образец горной породы и фрагмент дна древнего пермского моря. Все изображения созданы художниками Пермской печатной фабрики Гознака при содействии научных сотрудников Пермского краеведческого музея. Несмотря на то что сувенирная банкнота не является платежным средством, защищена она почти так же, как настоящие деньги. При изготовлении банкноты использовались традиционные банкнотные технологии и материалы. Сувенирная банкнота содержит 18 защитных элементов, среди которых — водяной знак, защитные волокна в бумаге, печать специального растра, негативный и позитивный микротексты, защитные элементы, которые меняют цветовую гамму в зависимости от изменения угла обзора, металлографская печать, специальные краски с различными свойствами: видимые только под УФ-излучением, исчезающие под воздействием инфракрасного излучения, тиснение фольгой.

Кураторская группа «Край»
Творческая резиденция «ТУТ»
инсталляция «Скажи реке, что она красивая» (2025), тТекстиль, цианотипия (старинная техника аналоговой печати)
«Скажи реке, что она красивая» — проект, рожденный в лаборатории детьми 7−12 лет, исследующей малые реки Перми. Через технику цианотипии — старинный метод аналоговой печати, фиксирующий свет и тень как память — детские рисунки, тексты и находки превратились в текстильные полотна, где ткань стала телом реки, а фантастические существа ее обитателями. Это не просто арт-объект, а часть философии «ТУТ»: здесь детское творчество не маргинализируется как «наивное», а входит в художественный контекст наравне с работами профессионалов, становясь голосом территории. Проект напоминает: Пермский край с его 300 реками — это не фон, а живая идентичность, где городская и природная память переплетаются, и именно через искусство мы учимся видеть ее красоту и вплетать в повседневность.
Кураторская группа «Край» — команда художниц, педагогов, музейных проектировщиц и кураторов из Перми — реализует проекты на стыке современного искусства, образования и практик соучастия. Работа ведется в разных регионах России, в том числе в удаленных и малоизвестных территориях, где проекты создаются в сотрудничестве с местными сообществами, школами, музеями и библиотеками.

Проекты разрабатываются как сайт-специфичные — они не повторяются, не переносятся, а рождаются исключительно в контексте конкретного места. Первый этап — глубокое знакомство с ландшафтом, историей, культурой и повседневностью местных жителей. Только после этого — эскизы, мастер-классы, создание объектов и их интеграция в пространство.

В 2024 году под кураторством арт-группы «Край» в Пермской арт-резиденции открылось Творческое пространство «Тут» — место для художественных практик детей, подростков и молодых взрослых, в котором ребята вместе с профессионалами (художниками, архитекторами, урбанистами, кураторами, режиссерами и т. д.) исследуют актуальное искусство, мир и себя, развивают креативное мышление и проектные навыки, создают собственные произведения — выставки, уличные объекты, перформансы, инсталляции, — которые может увидеть каждый.

В 2025 году «Тут» пригласили художницу Лену Четверик и организовали лабораторию для детей 7 — 12 лет, посвященную малым рекам Перми, и открыли по ее итогам выставку «Скажи реке, что она красивая». Их рисунки, тексты, артефакты — основа инсталляции, где ткань становится телом реки, а фантастические существа — ее обитателями. Детские работы вплетены в полотна, обработанные по технологии цианотипии, — старинной аналоговой печати, способной «запечатывать» свет и тень, как память.

общий вид стенда Фонда креативных индустрий Пермского края
«Прислонись» — не просто журнал. Это издательский эксперимент на стыке науки, искусства и глянца. Его миссия — упаковать 15-летний опыт научной работы — палеонтологических раскопок и исследований — в формат, который заинтересует не только ученых, но и широкую аудиторию. Журнал рассказывает о редкой находке — скелете трогонтериевого слона, обнаруженном в 2010-м году в Оханском районе Пермского края.

Выбор формата глянцевого журнала обусловлен идеей превратить уникальную палеонтологическую находку в визуально мощную историю. Объединить в одном проекте научные данные, личные впечатления участников экспедиций, а еще мечту о новом большом палеонтологическом музее «Пермский период», который строится прямо сейчас. Итог — первый в России палеонтологический глянец с живой онлайн-платформой https://slon.museumperm.ru, не просто издание, а мультимедийный проект, вовлекающий аудиторию в историю, которая еще не закончилась.